Юридический базис вносимых изменений:
С 1 марта 2023 года вступит в силу Приказ Минтранса России от 01.09.2022 N 343 «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28 октября 2020 г. N 440 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства».
В рамках полномочий, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Правительство Российской Федерации должно утвердить «Порядок» установления требований к тахографам. Указанный «Порядок» должен утверждаться Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 г. N 1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы». Требования к тахографам утверждены Приказом Минтранса России от 28.10.2020 N 440 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» (далее: 440-ПМ). Именно в этот приказ и вносятся изменения, которые начнут действовать с 1 марта следующего года.
Основные положения и цель вносимых изменений:
Цель приказа:
сформулировать технические и функциональные требования к тахографу с функцией онлайн передачи данных.
Основные положения приказа:
— обеспечение внедрения нового типа тахографа с функцией передачи данных параллельно действующему на текущий момент типу тахографа;
— приказ не устанавливает сроков замены текущего типа тахографа на новый, и не ограничивает использование текущих моделей тахографов, и не требует установки нового типа тахографов с 01 марта 2023 года;
— приказ вводит новые функции не только для тахографов нового типа, но и для карт тахографов и блоков СКЗИ тахографов;
— приказ позволяет производителям тахографов начать производить новый тип тахографов параллельно производству текущего типа тахографов;
— введение обязательных требований в части сроков и порядка оснащения транспортных средств новым типом тахографов, а также ответственность за передачу данных с этих тахографов, ожидается в виде будущих изменений в федеральные законы.
Конкретные положения приказа:
В приказе 440-ПМ уточняется, какой конкретно датчик движения входит в состав тахографа в части его функциональных характеристик. Устанавливается прямое соответствие между выходным сигналом датчика движения и скоростью движения транспортного средства, что исключает косвенные измерения скорости. Кроме этого установлено, что источником генерации выходного сигнала датчика является непосредственное движение транспортного средства, а не внешняя среда или внешние инструментальные методы и сигналы. Это обеспечивает независимость измерительных каналов.
Исключено размытое требование по наличию в составе тахографа комплекта монтажных частей, которое обладало всеми признаками коррупциогенного фактора, а именно, это положение нормативного правового акта, устанавливало для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения.
В приказ вводится понятие бортового устройства нового типа – с возможностью передачи данных, которое может применяться в качестве альтернативного варианта бортового устройства. Оба типа бортовых устройств имеют равную юридическую силу в части правоприменения. Обязанность применения одного конкретного типа бортового устройства из двух, предложенных в тексте приказа, не может быть установлена приказом Минтранса, это устанавливается на уровне закона, и, на текущий момент, отсутствует. Исходя из этого, любой из двух типов бортовых устройств может применяться на равных правовых основаниях.
Поскольку функции бортового устройства с возможностью передачи данных принципиально отличаются от функций действующего на текущий момент бортового устройства и в основном связаны с работой средств криптозащиты информации, то для нового бортового устройства применяются блоки СКЗИ тахографа и карты тахографа нового типа. При этом соблюдается принцип «обратной совместимости» с бортовыми устройствами старого типа.
В приказе вводится понятие информационной системы «Тахографический контроль», которая обеспечивает прием электронных документов от бортового устройства с функцией передачи данных.
Приказ устанавливает требование к конструктивному исполнению отсека для блока СКЗИ тахографа. Конструкция бортового устройства должна обеспечивать извлечение блока СКЗИ тахографа без удаления пломб корпуса бортового устройства. Кроме этого должна быть обеспечена возможность замены блока СКЗИ тахографа без снятия бортового устройства с транспортного средства. При этом не уточняется: какое действие может рассматриваться в качестве «снятия» бортового устройства с транспортного средства. Это создает неопределенность и размытость требования, что может привести к возникновению условий появления в правоприменительной практике необоснованно широких пределов усмотрения со стороны правоприменителя.
Это требование уравновешивается отсутствием состава правонарушения, поскольку отсутствует оценка соблюдения данного требования со стороны надзорных органов. При этом субъект, объективно влияющий на соблюдение такого требования, не является подконтрольным субъектом.
Достаточным условием для выполнения этого требования можно считать возможность замены блока СКЗИ тахографа в кабине или салоне (для автобуса) транспортного средства. Предлагается придерживаться такого способа замены. Следует заметить, что в рамках действующих требований законов, регулирующих административные процедуры, не наблюдается объективных предпосылок для установления такого ограничения.
Также неопределенным остается состояние бортового устройства при выполнении процедуры замены блока СКЗИ тахографа. Должна ли замена производиться «на горячую», то есть «под напряжением», или нет? Это имеет принципиальное значение для разработчика тахографа. Поскольку конкретизация этого состояния отсутствует, производитель вправе самостоятельно определять условия замены блока СКЗИ тахографа.
С другой стороны, в этом случае риск разработки бортового устройства, которое может в будущем оказаться несоответствующим вновь введенным требованиям, также отнесен к издержкам производителя. Техническая реализация этой процедуры зависит от недокументированного на текущий момент алгоритма по порядку замены блока СКЗИ тахографа.
Для корректного проектирования и создания нового бортового устройства необходимо конкретизировать процедуры: по получению разрешения на эту замену, по регистрации замены в перечне ФБУ «Росавтотранс», по передаче электронных документов в информационную систему и по иным операциям, связанным с заменой блока СКЗИ тахографа.
Предположительно, формулировка приказа:
«… конструктивный отсек, обеспечивающий: …
извлечение блока СКЗИ тахографа только после окончания срока его эксплуатации и (или) регистрации тахографом сбоя в работе СКЗИ тахографа и (или) записи в памяти бортового устройства с функцией передачи данных и в защищенном архиве блока СКЗИ тахографа информации об извлечении блока СКЗИ тахографа; …»
предполагает наличие некоторого защитного механизма, предохраняющего от несанкционированного извлечения блока СКЗИ тахографа. Эта защита должна быть обеспечена отсеком блока СКЗИ тахографа. Вариантов реализации этого требования несколько – это может быть электронный либо механический способ контроля извлечения блока СКЗИ тахографа.
Механизм контроля извлечения блока СКЗИ тахографа должен создавать и регистрировать событие несанкционированного извлечения блока СКЗИ тахографа за исключением случаев, когда извлечение блока производилось при появлении одного из следующих событий:
— после окончания срока эксплуатации блока СКЗИ тахографа;
— в случае регистрации тахографом сбоя в работе блока СКЗИ тахографа;
— при наличии записи в памяти бортового устройства и в памяти блока СКЗИ тахографа информации об извлечении блока СКЗИ тахографа.
В первом случае в тексте содержится юридико-лингвистическая коллизия, связанная с определением времени санкционированной и несанкционированной замены блока СКЗИ тахографа. Это обусловлено тем, что в соответствии с формулировкой: санкционированной заменой блока признается замена «только после окончания срока его эксплуатации», а в соответствии с требованиями по обеспечению работоспособности тахографа и непрерывной регистрации данных: санкционированной заменой блока признается замена блока СКЗИ тахографа до окончания срока его эксплуатации!
В формулировке третьего случая также содержится логико-временная коллизия, связанная с последовательностью возникновения событий. В формулировке требования приказа действие по регистрации совершенного ранее события, производится до появления самого события. В действительности такую регистрацию реализовать невозможно, так как регистрация произошедшего события возможна только после его совершения. Таким образом требование нарушает реальную последовательность появления событий во времени. Событие из будущего не может регистрироваться в прошлом, при этом нужно учитывать, что момент возникновения события не имеет строгого определения по времени его возникновения.
Формулировка приказа предлагает признать, что выполняемое на текущий момент времени извлечение блока СКЗИ тахографа является санкционированным, в том случае если в памяти тахографа и в памяти блока СКЗИ тахографа уже присутствует запись о том, что этот блок СКЗИ тахографа ранее был извлечен из тахографа!
Производителям тахографов рекомендуется интерпретировать данный случай в соответствии с логикой возникновения событий во времени и осуществлять регистрацию извлечения блока СКЗИ тахографа до совершения действий по планируемому извлечению.
Предлагается реализовать функции тахографа таким образом, чтобы признавать санкционированным данное событие не по факту наличия записи об извлечении, а по факту наличия прав доступа к операции по извлечению блока СКЗИ тахографа и реализации указанных прав с помощью подачи соответствующей команды тахографа на извлечение блока СКЗИ тахографа.
Приказ содержит существенный объем изменений требований к тахографу, который не может быть проанализирован в рамках одной статьи, поэтому мы подготовили ряд статей на эту тему. Данная статья является первой аналитической статьей и открывает цикл материалов, посвященный данной теме.
Приглашаем вас следить за нашими публикациями и обязательно ознакомиться с очередной статьей, которая будет посвящена новым требованиям к тахографу и подготовлена в ближайшее время.
Автор: Мирошин Геннадий Святославович, вице-президент Ассоциации по содействию безопасности автотранспортной деятельности «Тахографический центр»