КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ОРГАНЫ ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА ЭКСПЕРТЫ О ТАХОГРАФЕПДД изменяются, что нужно учесть перевозчику? Запись прочитали: 84 11.10.2022
Опубликовано Постановление Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Что нужно учесть в своей работе перевозчику в части соблюдения норм времени управления и отдыха?
С 1 марта 2023 года формулировки требований 26 раздела «Правил дорожного движения» будут изменены, проведем анализ новых требований, что стоит учесть перевозчику, чтобы подготовиться к этим изменениям?
- Точка начала отсчета времени управления уточняется!
Текущая формулировка требования:
«26.1. Не позднее 4 часов 30 минут с момента начала управления транспортным средством или с момента начала очередного периода управления транспортным средством водитель обязан сделать перерыв …»
содержит неопределенность, связанную с юридически незакрепленными понятиями: «управление» и «период управления». Интерпретация понятия — «процесс управления» позволяет правоприменителю допускать необоснованно широкие пределы усмотрения, что может привести к неправомерному применению санкций к перевозчику.
Чтобы исключить неопределенность формулировки, вводится конкретизация момента начала отсчета периода времени управления с момента завершения предшествующего периода отдыха или перерыва.
Таким образом точка отсчета получает единственную интерпретацию:
«26.1. Не позднее 4 часов 30 минут времени управления с момента завершения предшествующего отдыха или с момента завершения перерыва для отдыха водитель обязан сделать перерыв …»
Это исправление упрощает процедуру оценки применения норм времени: как со стороны сотрудников надзорного органа, так и со стороны подконтрольных лиц. При этом способ получения доказательств в этом случае не играет существенной роли: это могут быть: как документы о рейсе, так и показания тахографа. Норма будет работать в обоих случаях, что и требовалось достичь.
Следующее исправление (зачеркнуто в тексте формулировки), связанное с первым, потребовало простого удаления лишних уточнений в формулировке:
«26.2. Время управления транспортным средством не должно превышать:
9 часов в течение периода, не превышающего 24 часов с момента начала управления транспортным средством, после завершения ежедневного или еженедельного отдыха. …»
Что упростило понимание требования и саму формулировку.
Обращаем внимание, что все нормы времени, должны рассматриваться в совокупности, тогда они будут понятны и будут работать правильно!
- Уточнены границы, в пределах которых можно сокращать ежедневный отдых!
Временные отметки, между которыми можно использовать сокращенный ежедневный отдых получили простое и точное определение – это период после завершения одного еженедельного отдыха и началом следующего. В результате формулировка:
«26.3. Отдых водителя от управления транспортным средством должен быть непрерывным и составлять:
не менее 11 часов в течение периода, не превышающего 24 часов (ежедневный отдых). Допускается сокращение этого времени до 9 часов, но не более 3 раз в течение периода, не превышающего шести 24-часовых периодовс момента завершенияеженедельного отдыха; …»
была изменена на следующую:
«26.3. Отдых водителя от управления транспортным средством должен быть непрерывным и составлять:
не менее 11 часов в течение периода, не превышающего 24 часов с момента завершения предшествующего отдыха (ежедневный отдых). Допускается сокращение этого времени до 9 часов, но не более 3 раз в течение периода между двумя последовательными периодами еженедельного отдыха; …»
- Момент начала еженедельного отдыха приобретает точное определение!
Принципиальное исправление времени начала еженедельного отдыха позволяет увеличить количество дней между завершением одного и началом следующего еженедельного отдыха с 4 до 6 дней, как это и должно быть по всем действующим нормативам. С этой целью формулировка:
«26.3. Отдых водителя от управления транспортным средством должен быть непрерывным и составлять: …
не менее 45 часов в течение периода, не превышающего шести 24-часовых периодов с момента завершения еженедельного отдыха (еженедельный отдых).»
заменена на следующую:
«26.3. Отдых водителя от управления транспортным средством должен быть непрерывным и составлять: …
не менее 45 часов, которые начинаются не позднее чем по окончании периода, не превышающего шести 24-часовых периодов с момента завершения еженедельного отдыха (еженедельный отдых).»
А с учетом выполнения условия по определению времени начала еженедельного отдыха, которое должно совпадать со временем начала ежедневного отдыха (условие по замещению ежедневного отдыха еженедельным), если бы он применялся для данного дня, то внутри указанного периода (не превышающего шесть 24-часовых периодов) должна помещаться часть еженедельного отдыха продолжительностью не менее нормы ежедневного отдыха, отнесенного к данному дню.
Это условие установлено во вновь введенной формулировке:
«Любой ежедневный отдых может быть заменен еженедельным.»
- Приведено в соответствие определение надзорного органа, уполномоченного осуществлять оценку выполнения обязательных требований!
Введено уточнение наименования органа, уполномоченного на проверку исполнения требований 26 раздела ПДД. Это связано с тем, что у уполномоченного органа (ГИБДД) есть, как надзорные, так и контрольные функции.
Текущая формулировка:
« … Указанные физические лица по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, …»
заменена на формулировку:
« … Указанные физические лица по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения, …»
Стоит также обратить внимание на то, что 26 раздел ПДД действует в отношении «физических лиц, осуществляющих эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов».
И в заключение напоминаем, что 26 раздел ПДД коррелирует по нормам времени с нормами, установленными Приказом Минтранса России от 16.10.2020 N 424 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей», но в приказе установлено несколько больше норм, чем в ПДД.
На нашем сайте по данной теме размещена полезная статья по процедурам контроля и штрафам за нарушение норм времени управления и отдыха. Рекомендуем ознакомиться с этой статьей, она будет полезна для перевозчиков и поможет разобраться: за что могут оштрафовать водителя и должностных лиц перевозчика.
Автор: Мирошин Геннадий Святославович, вице-президент Ассоциации по содействию безопасности автотранспортной деятельности «Тахографический центр»